Избавьтесь от проблем с ГАИ

Как правильно общаться с ГАИ

воскресенье, 28 февраля 2010 г.

ЧТО ГЛАВНЕЕ, ЗНАК ИЛИ РАЗМЕТКА?

Очень часто, как на трассе так в городе, водители сталкиваются с тем, что установленные дорожные знаки противоречат дорожной разметке. Чаще всего такая ситуация возникает с противоречием знака 3.20 «обгон запрещен» и разметкой 1.1. «сплошная» и 1.5, 1.6 «прерывистая».
Сразу стоит оговорить, что приоритет имеет только временный дорожный знак и это указано в последнем абзаце ст.1 Приложения 2 к ПДД. Инспектор ссылается при оформлении материалов на то, что знак имеет приоритет над разметкой - продолжайте спор и учтите, что под временным знаком понимается знак на переносной стойке и это отражено в Приложении 1 к ПДД.
Противоречий быть не должно и все споры должны трактоваться однозначно: если требование установленных дорожных знаков противоречит разметке, то налицо нарушение требований к организации дорожного движения, а за это гражданин ответственность нести не должен.
Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов разослал в регионы специальное указание, в котором возникающие на дорогах споры, связанные с несоответствием разметки дорожным знакам, приказано решать в пользу водителей. Речь идет об указании №13/6-120 о несоответствиии линий горизонтальной разметки требованиям дорожных знаков. Стоит также вспомнить и об указании Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 1/6080 в части исключения фактов необоснованно установленных дорожных знаков и примененных линий разметки проезжей части.
Обратимся к Закону «О безопасности дорожного движения», а именно к 22 статье: «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ».
Статья 30.2, «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения».
Само название Приложения 1 к ПДД дает всеобъемлющий ответ: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)». Таким образом, только дорожные знаки, установленные в соответствии с требованиями относятся к правилам дорожного движения, остальные, фактически, признаются установленными без достаточных на то оснований.
Таким образом, знак, установленный с нарушением требований ГОСТ, противоречит и закону, и ПДД. Следовательно, если будет иметь место нарушения такого знака, то будет отсутствовать состав правонарушения как по части 4 статьи 12.15 КоАП так и по статье 12.16 КоАП. Проще говоря, отсутствует объективная сторона административного правонарушения, основывающаяся на умышленных противоправных действиях или бездействии.
Пункт 1.3 ПДД, который, как правило, вменяют водителям в случае нарушения линии разметки или требования дорожного знака, обязывает знать и выполнять требования знаков и дорожной разметки, но, как мы уже установили, ничего не запрещает. Однако, ПДД с приложениями 1 и 2 не дают прямой ссылки на ГОСТ и указание о протяженности действия дорожного знака с указанием табличек. Однако, подтверждается, что знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля, зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».
Таким образом, если нет табличек 8.5.4-8.5.7 «Время действия», то знак установлен ввиду ограничения видимости на данном участке и действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. В соответствии с п.5.4.31 ГОСТ в таком случае либо сам знак «Обгон запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают еще один знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона». Сам же знак, в любом случае, будет действовать до ближайшего перекрестка или до конца населенного пункта, если перекрестки отсутствуют.
Прерывистая линия разметки начинается там, где закончилась зона ограничения видимости, т.е. выезд на полосу встречного движения производится там, где этот выезд не запрещен. Начальник ДОБДД МВД Виктор Кирьянов отметил в Российской Газете (№ 4519 15.11.07 г) : «По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью».
Согласно ГОСТ Р 52289-2004, п. 6.1.1: «Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения». Таким образом, еще раз убеждаемся в том, что разметка и знак не могут противоречить друг другу.
Но вернемся к ст.30.2 закона «О безопасности дорожного движения», ведь водителя, несмотря на вышеуказанные несоответствия все же пытаются привлечь к административной ответственности. Данная статья ставит контроль за соблюдением ГОСТ на один уровень с контролем за соблюдением правил дорожного движения участниками движения. Обязанность сотрудников милиции контролировать исполнение ГОСТов отражена в ст.8 Закона «О милиции». В структуре ГАИ-ГИБДД данный контроль осуществляет служба Дорожной инспекции и организации движения, которая принимает участие в проектировании дорог, установки режимов движения, размещению дорожных знаков.
Выделим главные пункты документа «Наставления по службе Дорожной инспекции и организации движения»:
«10.1.2. Копия согласованной схемы организации движения заносится в контрольно-наблюдательное дело и направляется в соответствующее подразделение ДПС для организации повседневного надзора.
10.2.8.1. Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.
10.2.8.4. При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного».
Эти положения закреплены и в «Наставлении по работе ДПС»:
«6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.
13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования. До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения».
Исходя из документов, регламентирующих деятельность ГИБДД устанавливаем, что помимо контроля за соблюдением водителями ПДД инспектор, в случае выявления факта несоответствия требований дорожного знака и дорожной разметки, должен сообщить об этом в соответствующую инстанцию (если, конечно, инспектор знает ПДД, ГОСТ и наставления по ДПС), а также регулировать движение на данном участке дороге с целью предотвращения образования большого скопления транспортных средств. Ведь задача инспектора заключается также в обеспечении безопасного, бесперебойного и беспрепятственного проезда транспортных средств.
Если вас все-таки привлекли к ответственности необходимо ходатайствовать в суде «о проведении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289-2004». Заявить такое ходатайство гражданин имеет право начиная с момента составления в отношении него протокола.
Есть и другие случаи, когда знак 3.21 «конец зоны действия знака «обгон запрещен» устанавливается на участке, когда линия разметки все еще сплошная (1.1.)
Однозначно понятно, что при хорошей погоде водитель увидит запрещающую линию разметки и, скорее всего, обгон впередиидущего транспортного средства совершать не будет, но как быть, если погодные условия не позволяют водителю увидеть разметку? В таком случае, опять-таки руководствуясь нормативными документами, приходим к выводу, что нарушений при совершении указанного маневра нет.
А что если на проезжей части нет ни разметки ни дорожных знаков? Что будет считаться выездом на полосу встречного движения, ответственность за который предусмотрена статьей 12.15.4? Следует учесть, что в случае отсутствия разметки и дорожных знаков (например, знака 3.20 «обгон запрещен»), вы, выезжая на встречную, ничего не нарушаете и ответственность по статье 12.15.4 в таком случае применяться не может.
В случае, когда отсутствует и знак и разметка необходимо руководствоваться пунктом 9.1 правил дорожного движения. П.п.9.1 ПДД РФ: Количество полос для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1-5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом, стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева.
С учетом анализа пункта правил дорожного движения устанавливаем, что, с одной стороны, п.9.1 относится к расположению транспортных средств на проезжей части, но не предполагает прямого запрета, как, например, пункт 9.2 ПДД, четко указывающий на то, что именно запрещено и в каком случае. Помимо этого, определение мнимой линии разметки самим участником движения может отличаться от мнимой линии, которую устанавливает инспектор ДПС, ведь самостоятельное определение предполагает исключительно субъективное мнение по данному вопросу как одной так и другой стороной. Большинство юристов склонны полагать, что нарушение п.п.9.1 или невозможно вовсе или, в крайнем случае, не может квалифицироваться по статье 12.15.4 КоАП, поскольку, основываясь на иных нормативно-правовых актах, а также с учетом Постановлений Пленума Верховного Суда РФ привлекать к ответственности по данной статье допустимо лишь в случаях нарушения правил в части прямого и умышленного нарушения требований разметки или дорожных знаков.

2 комментария:

  1. Спасибо за статью, все понятно стало, еще нашел вот здесь в дополнение есть табличка по противоречиям
    http://www.ukrat.ru/index.php?/Yuridicheskaya-pomoshh-pri-DTP/dorozhnye-znaki-i-razmetka-chto-imeet-prioritet.html

    ОтветитьУдалить
  2. http://www.ukrat.ru/index.php?/Yuridicheskaya-pomoshh-pri-DTP/dorozhnye-znaki-i-razmetka-chto-imeet-prioritet.html

    ОтветитьУдалить