Избавьтесь от проблем с ГАИ

Как правильно общаться с ГАИ

воскресенье, 28 февраля 2010 г.

ОБГОН И ОПЕРЕЖЕНИЕ

Выезд на полосу встречного движения на участках где это запрещено правилами дорожного движения влечет за собой привлечение к ответственности по статье 12.15.4 КоАП, предусматривающей наказание в виде лишения права управления. Но всегда ли совершаемый водителем маневр можно квалифицировать как обгон и всегда ли это происходит с выездом на полосу встречного движения?
Перед совершением какого-либо маневра водитель должен четко понимать что именно он совершает – обгон или опережение. Обратимся к двум этим понятиям.
Обгон – это маневр опережения, осуществляемый с выездом из занимаемой полосы.
Опережение, в свою очередь, производится без выезда из занимаемой полосы. Именно на этих двух предложениях и базируется построение линии защиты.
Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся ситуации. Ситуация первая. Дорога с широкой обочиной имеет по одной полосе для движения в каждом направлении разделенные сплошной линией разметки 1.1. Водитель грузовика, идущего впереди, замечая за собой легковой автомобиль смещается вправо, возможно даже выезжая на обочину, включая правый указатель поворота, показывая таким образом намерение пропустить автомобиль. Убедившись в безопасности маневра и с учетом ширины проезжей части водитель легкового автомобиля совершает опережение впередиидущего транспортного средства. Через 500 метров его останавливает инспектор ДПС вменяя нарушение, выразившееся в выезде на полосу встречного движения который был совершен с целью обгона. К чему приведет спор с инспектором неизвестно, но подготовиться к составлению протокола об административном правонарушении крайне важно и первое что необходимо сделать - это записать номер грузового автомобиля который вы опередили. Инспекторы редко утруждают себя остановкой реальных свидетелей и никогда не делают этого если на сто процентов уверены в отсутствии состава и события правонарушения со стороны остановленного водителя. Все придется брать в свои руки. Если протокол все же составляется – впишите в него марку, модель, цвет и государственный регистрационный номер автомобиля.
Совершенно понятно, что с расстояния 500 и более метров, а на некоторых участках и с расстояния 300 метров, объективно невозможно определить что совершил водитель – обгон или опережение, а также установить тот факт, был ли совершен выезд на полосу встречного движения в результате маневра. Как известно, на видимость влияет рельеф местности, погодные условия, в конце-концов зрение инспектора ДПС.
Если было совершено опережение, а автомобиль который вы опередили не был остановлен ДПС и его водителя не привлекли в качестве свидетеля, то действовать придется вам. Как правило, подобные нарушения вменяются на трассе, следовательно, практически всегда можно попытаться догнать этот грузовой автомобиль после составления протокола и получить от него письменные объяснения, к счастью, шоферская взаимовыручка все еще существует. Помимо объяснений, в которых будут указаны все данные водителя, включая контактный телефон необходимо сделать фотографию данного грузового автомобиля на общем фоне трассы с целью идентификации участка.
Рассмотрев случай, который может произойти с водителем на трассе перенесемся в городские условия. В городе на разных участках дороги встречается вполне типичная ситуация при которой два автомобиля спокойно помещаются на одной полосе. Полоса одна, но по ней могут осуществлять движение два автомобиля и находящийся слева не выезжает при этом на полосу, предназначенную для встречного движения. Совершается, по сути, такое же опережение в момент, когда находящийся справа автомобиль смещается к обочине. Оформление не совершенного правонарушения происходит по описанной выше схеме.
В первом и втором случае помимо уже указанного не помешает и проведение еще одной процедуры – замера участка дороги с целью подтверждения возможности расположения двух транспортных средств следующих в попутном направлении на одной полосе как с захватом обочины так и без ее захвата.
Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. В СНиП 2.07.01-89 «Застройка городов» указано, что для проездов ширина может составлять 2,75 метра. В ГОСТ Р 52289-2004 имеется ссылка: «Технические средства организации дорожного движения», «ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения».
Зная о том, какой автомобиль вы опередили не выезжая на полосу встречного движения и отразив его марку, модель и госномер в протоколе, укажите о том, что в присутствии ИДПС проводятся замеры ширины проезжей части. Замеры подкрепите фото или видеосъемкой, а также подписями свидетелей, среди которых, напомню, могут быть родственники, друзья, пассажиры управляемого вами автомобиля.

Ситуация вторая. Следует рассмотреть и другую особенность, при которой водителю вменяется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, выразившийся в совершенном обгоне в зоне действия знака 3.20 «обгон запрещен».
На ремонтирующихся и вновь строящихся участках автодорог водителям приходится сталкиваться с ситуациями, когда сотрудники ГИБДД истолковывают дорожную обстановку исключительно в свою пользу, а водителю совершенно нечего возразить.
Например, достаточно типичная ситуация: участок дороги на реконструкции. Дорога широкая – визуально устанавливаем, что имеется минимум два ряда в каждом направлении. Разметки нет. У въезда на участок висит знак «Обгон запрещён». Водителя машины, движущейся в левом ряду от попутно идущих транспортных средств, сотрудники ГИБДД останавливают и обвиняют в нарушении требований дорожного знака 3.20 «Обгон запрещён» и настойчиво «разводят» на лишение прав, например, вымогая взятку. К сожалению, опираясь на разъяснения Верховного Суда, инспектора трактуют обозначенный маневр или траекторию движения как нарушение требования дорожного знака 3.20 «обгон запрещен» и составляют протоколы с квалификацией нарушения по статье 12.15.4 КоАП. О неправомерности такой квалификации говорить не приходится, но хотелось бы отметить, что делается это только отчасти осознанно – ввиду необходимости выполнения количественного показателя по протоколам, а отчасти по неграмотности – незнание инспекторами ПДД давно установленный факт!
Тем не менее, как вести себя в подобной ситуации? Предлагаю разобраться и установить позицию поведения в суде при таких обстоятельствах.
При таких обстоятельствах, когда отсутствует разметка, водитель обязан руководствоваться п.п.9.1. ПДД РФ, то есть, определить мнимую осевую линию разделяющую транспортные потоки. Но что такое это мнимая осевая? Для инспектора она одна, для водителя – другая. Вспоминая определенную линию защиты и перечень необходимых действий дополним этот список еще одним – съемкой участка начиная от начала зоны действия знака 3.20 с целью установления, что количество полос для движения больше нежели одной в каждом направлении и выезд на встречную полосу при совершении маневра не производится.
Произведя опережение или даже обгон четко настаивайте на своем – статья 12.16 КоАП и нарушение п.п.1.3 ПДД РФ – штраф 100 рублей за не выполнение требования знака. Не каждое нарушение требования знака 3.20 влечет за собой привлечение по ст.12.15.4 КоАП, а только то, которое повлекло выезд на полосу встречного движения и это основа основ. Верховный Суд установил, что для привлечения водителя по данной лишенческой статье в конкретно описанной ситуации должна быть разметка 1.3 (двойная сплошная),которой в нашем случае нет. Вы в результате проведения замера или даже визуального осмотра установили, что ширина проезжей части позволяет беспрепятственно и бесперебойно осуществлять движение четырем автомобилям – соответственно имеются по два направления в каждую сторону. Со статьей 12.16 придется согласиться – нарушение знака очевидно, но вот выезда на встречную и, как следствие, состава по 12.15.4 КоАП нет и быть не может.
Также давайте обратим внимание как мы попали в зону действия знака 3.20 «обгон запрещен». Если широкая дорога не имеет сужения и при этом внезапно появился знак когда вы движетесь по второй то есть левой полосе – продолжайте движение. Обгон вы не совершаете. Речь идет об опережении (напомню, обгон связан с выездом из занимаемой полосы, а опережение производится попутно идущих ТС без выезда из занимаемой полосы). В таком случае даже привлечение к ответственности по ст.12.16 будет считаться необоснованным.
Если протокол по 12.15.4 составляют, берете мобильный телефон или фотоаппарат и производите фотосъемку участка дороги, предлагаете инспектору перекрыть поток транспортных средств для проведения измерений ширины всего дорожного покрытия. Инспектор отказал – выходите на дорогу сами и начинаете замер. Один раз, когда я начал останавливать машины и проводить замер при достаточно интенсивном потоке транспортных средств, инспектор, испугавшийся возникшей ситуации просто отдал права и посоветовал побыстрее уезжать пока он не передумал.
Если протокол составлен, нарисуйте схему с указанием полос и движением вашего транспортного средства (рисуйте в любом свободном месте протокола, а в объяснении укажите, что к делу прилагается схема, которую инспектор подписать отказался, 22 фотографии (не забудьте чтобы на одной из фото был четко виден автомобиль ДПС с госномером) и свидетельские показания. Потом это послужит хорошей защитой в суде.
У меня большая личная просьба к водителям, которых останавливают в качестве свидетелей и просят подписать протокол. Видя, что происходит откровенный беспредел, поставьте подпись в протоколе и укажите, что письменные объяснения прилагаете на отдельном листе. Потратьте 5 минут, напишите свидетельские показания и отдайте их водителю автомобиля, которого привлекают к ответственности. Не забудьте в начале указать, что со ст.17.9 КоАП РФ ознакомлены. Это ваше личное дело, помогать водителю или нет, но в какой-то момент вы тоже можете оказаться в подобной ситуации.
Разобравшись с вопросом обгона и опережения следует в целом рассмотреть вопрос, связанный с обгоном в зоне действия знака 3.20 «обгон запрещен».
Установлено, что знак 3.20 «обгон запрещен» действует или до первого перекрестка или, если он установлен в населенном пункте, но перекрестки отсутствуют, то до конца этого населенного пункта. Пункт 1.3 ПДД обязывает водителей знать и выполнять требования знаков и разметки. Сам же знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного транспорта и зона действия знака в таком случае определяется протяженностью опасного участка.
Таким образом, в случае отсутствия табличек, указывающих на время действия знака это должно трактоваться таким образом, что знак 3.20 на данном участке был установлен именно по причине ограничения видимости, а действие знака согласно ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. О зоне ограниченной видимости мы поговорим позже, а пока вернемся к стандартным условиям с установленными знаками и их согласования с разметкой.
Формально, поскольку по действующему стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью, то и знак 3.20 дублирующий запрет на выезд на полосу встречного движения может иметь действие только на этом участке дороги. Действительно ли на протяжении данного участка имеется ограниченная видимость? Проведите фото и видеосъемку которые впоследствии станут основанием для доказательств неправомерной установки дорожного знака.
Обратите внимание на соблюдение требований при установке дорожного знака. Знак должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3,0 м при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов. Если знак установлен на меньшей или большей высоте это нарушение требований ГОСТ и именно ввиду этих нарушений указанный знак вы могли просто не видеть, следовательно, привлечение вас к ответственности будет считаться незаконным. Пятисантиметровое расхождение это безусловно нарушение закона, ведь строгий диапазон определен и нарушать его «плюс-минус» нельзя.
Одним из показателей установки знака 3.20 «обгон запрещен» является то, что в начале зоны действия знака устанавливается этот знак, а для движущихся по встречной полосе на этом же участке должна начинаться зона, на которой обгон разрешен, то есть должен быть установлен знак 3.21 или знак «конец всех ограничений».
Итак, если знак установлен вне зоны ограниченной видимости, а также в случае нарушения требований по его установке, в том числе и по причине частичного или полного повреждения дорожного знака руководствуйтесь законами, опирайтесь на ГОСТ и другие нормативно-правовые акты при помощи которых можно доказать отсутствие состава и события административного правонарушения.
Также водителю поможет статья 22 «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации» Закона «О безопасности дорожного движения»:
1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ».
Статья 30.2, «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения».
Таким образом, данная статья закрепляет контроль за соблюдением ГОСТ в качестве одной из основных обязанностей, возложенных на сотрудников ГИБДД. Закон «о милиции» также обязывает ГИБДД осуществлять данный контроль. В целом, это указывает нам на то, что инспектор обязан знать, как должен быть установлен знак 3.20 «Обгон запрещен» согласно ГОСТ и в случае выявления нарушений, допущенных при его установке зафиксировать данный факт. Этот же инспектор обязан обеспечивать бесперебойное, безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств, следовательно, при обнаружении знака, установленного с нарушением требований ГОСТ он обязан разгружать проезжую часть, разрешая совершение маневра обгона как методом регулировки движения, так и обязав дорожную службу установить временный дорожный знак разрешающий совершение обгона на данном участке.
Если инспектор начал составлять в отношении вас протокол об административном правонарушении не поленитесь напомнить, что своими действиями он создает состав правонарушения по ст.12.35 КоАП.
Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей. Хорошенько запомните эту статью. Она пригодится вам не только в этом случае.
Не лишним будет напомнить и предостеречь, что знак «Обгон запрещен» действует до перекрестка, и зона его действия может быть только уменьшена соответствующей табличкой или отменяться одним из знаков. В ряде случаев нужно быть предельно внимательным. Очень часто, знак «конец зоны» или «снятие всех ограничений» устанавливают буквально за 50 метров до перекрестка. Водитель начинает обгон, совершает его на самом перекрестке и завершает вновь в зоне действия знака 3.20 на сплошной линии разметки и в таком случае придется рассматривать весь участок и определять наличие или отсутствие других информирующих водителя дорожных знаков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий